Педагогам



Из опыта работы.
       Тема моей работы по самообразованию «Развитие физических качеств дошкольников через подвижные игры посредством методики гендерно ориентированного сопровождения». Гендерно ориентированное сопровождение физического развития личности ребенка дошкольного возраста предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в контексте самой жизни ребенка, его общее развитие, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками как своего, так и противоположного пола, а инструктор по физическому воспитанию, осуществляющий физическое развитие детей, должен иметь стремление изменить в лучшую сторону общее развитие, воспитанность мальчиков и девочек, развивать сущностные силы дошкольника, его потенциал мужской и женской индивидуальности, направлять на овладение гендерными ролями и культурой  взаимоотношений между полами, соответствующих ожиданиям общества.
    Я, как инструктор по физическому воспитанию, учитываю и обеспечиваю процессы воспитания и развития, и формирования таких качеств, как ловкость, выносливость, сила воли (для мальчиков); гармоничность, женственность (для девочек). Согласно  требованиям  гендерного подхода  я стараюсь формировать у детей установки на то, что мужчина (мальчик) должен уметь быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Я составляю занятия так, чтобы обращать внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные (сложные) упражнения, без нанесения вреда здоровью дошкольников. В процессе занятий я слежу за реакцией организма детей на предлагаемую физическую нагрузку.
     На занятиях с младшими дошкольниками (вторая младшая и средняя группы) я использую методику гендерного сопровождения, т.е. в подвижных играх я роли распределяю между мальчиками и девочками: например «У медведя во бору» медведи – мальчики; в игре «Сова – филин» сова – девочка, филин – мальчик; в игре «Мыши и кот» мыши – девочки, коты – мальчики. Для развития ловкости и быстроты реакции предлагаю детям собирать разноцветные мячи: девочки – красные, мальчики – синие. В игре «Добегите до предмета» мальчики бегут к синей кегле, а девочки к красной кегле, развивая быстроту и качества бега.
    На занятиях со старшими дошкольниками 5-7лет я учитываю различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности; а для девочек – кто и как их оценивает. Для мальчиков важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочек важнее, понравилась ли она. Особенно ярко это прослеживается при сдаче нормативов ГТО (прыжки в длину с места, метание мешочков вдаль, наклоны вперед – гибкость, статическое равновесие и т.д.). В процессе работы  с дошкольниками старшего  возраста можно утверждать, что и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы их с начало похвалили за старание, тогда дошкольники будут готовы обсуждать свои даже неудачные результаты. На занятиях девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних  и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). На занятиях я подбираю индивидуальные упражнения и задания для мальчиков и девочек на развитие опорно двигательного аппарата, мышечного корсета, развитие силы, ловкости, быстроты, гибкости.
     В результате работы и наблюдения за дошкольниками старшего возраста хочется отметить, что для мальчиков  наиболее благоприятен режим большой двигательной активности (например: игры «Ловишка» с мячом», «Ловишка» с ленточками»  роль «ловишки» выполняют мальчики, т.к. благодаря своей двигательной активности мальчики быстро справляются с заданием; в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности (например: игра «Вышибалы» , где  роль выбивающих играют девочки, т.к. у них хорошая реакция  на ловлю и бросок мяча.
    В своей работе я, следуя «Методике гендерно ориентированного сопровождения физического развития детей дошкольного возраста» А.А.Коузова использую предложенную дозировку упражнений для девочек   с постепенным возрастанием с 6 до 12 раз, а для мальчиков с 6 до 20 раз. В процессе занятий я в некоторых упражнениях у девочек и мальчиков применяю разные исходные положения, есть занятия и упражнения, где дошкольники работают по карточкам.
    Реализуя гендерный подход  необходимо учитывать следующие различия в работе с мальчиками и девочками:
·        различия в подборе упражнений только для мальчиков или девочек (например, мальчики работают  с тренажерами, а девочки – с лентами);
·         различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5раз, а мальчики 10раз);
·        различия во времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минута, мальчики – 1,5 минуты);
·        различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчики более тяжелые);
·        различия в обучении сложным двигательным движениям.
Следует отметить, что существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют больше времени для овладения ими.  
Например: метание мешочков на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам.
Через подвижные игры на занятиях с детьми мы развиваем все физические качества дошкольников: ловкость и выносливость «Ловля обезьян», «Медведь и пчелы» медведи – мальчики, пчелы – девочки.
 Развиваем глазомер игра «Охотники и утки» (метание), охотники – мальчики, утки - девочки.
 Игры с прыжками «Волк во рву» волк – мальчик, овцы – девочки.
Игры – эстафеты: «Перемени предмет», «Мяч капитану», «Чье звено быстрее соберется» и т.д.
В заключение следует отметить, что в процессе занятий у нас растут сильные, ловкие, выносливые,  уверенные в себе мальчики; и пластичные, выразительные, грациозные , легкие и красивые девочки.


Консультация «Освоение детьми безопасности образовательного пространства в условиях непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ».
В соответствии с ФГТ непосредственная образовательная деятельность должна проходить в безопасных условиях для здоровья и жизнедеятельности детей. Физическое воспитание дошкольника во многом зависит от наличия рациональной  предметно – игровой среды в дошкольном учреждении. Разнообразные игрушки-двигатели, игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь, различные тренажеры, предметы быта, природное окружение являются ограниченной составной частью предметно-пространственной среды, окружающей ребенка в детском садике и в домашних условиях.
  Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формированию их инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.
     Особое значение спортивно-игровое оборудование имеет для физического воспитания детей дошкольного возраста. Оно чрезвычайно многообразно. Все предметы выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности детей, и в то же время это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития. Спортивно-игровая предметная  среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их  всестороннего развития и формированию личности.
    В физкультурном зале нашего дошкольного учреждения имеются:
гимнастические стенки, лестницы и доски с зацепами, канаты, пособия и инвентарь для организации спортивных и подвижных игр, различные пособия для развития координационных и скоростных способностей, силовых качеств, а также для профилактики плоскостопия, проведения массажа и  корригирующей гимнастики, и для других лечебно-профилактических целей.
    Все предметы выполнены из материалов, отвечающих современным требованиям – они легки, красочны, привлекательны для детей и выполнены из экологически чистых  продуктов.
     Все более широкое распространение получает применение в работе с дошкольниками разных видов тренажеров. Наиболее доступны и интересны для детей дошкольного возраста простые тренажеры оздоровительной направленности: диск «Здоровье», детские эспандеры, гимнастические ролики, массажные дорожки. Данное оборудование имеется в нашем дошкольном учреждении и используется на занятиях, корригирующей гимнастики и  в индивидуальной работе с детьми.

Консультация «Реализация задач по сохранению и укреплению здоровья детей образовательной области «Физическая культура».
   Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное  физическое развитие.
Сохраняя и укрепляя здоровье детей, мы каждый день реализуем поставленные задачи:
- развиваем физические качества детей (скоростные, силовые,  гибкость, выносливость, координацию) проводя ежедневно  утреннюю гимнаcтику, физкультминутки, занятия, подвижные игры, во время прогулок, корригирующей гимнастики после сна;
-овладевая основными движениями, происходит накопление и обогащение двигательного опыта детьми;
- у детей формируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ежедневно мы воспитываем у  своих воспитанников самостоятельность, целеустремленность, приветствуем инициативу, развиваем умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками. В процессе занятий и тренировок у детей внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное и слуховое внимание, развивается целенаправленное запоминание. Дети начинают различать разные виды движений, выделяя их элементы. У детей появляется интерес к результатам движения и возникает желание улучшить полученный результат (бег на 10м, бег на 30м, прыжки в длину с места). На занятиях дошкольники получают необходимую информацию о значении физических упражнений для организма человека. Это помогает воспитывать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. В соответствии с режимом дня  во всех возрастных группах проводятся утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур, прогулки на воздухе с наблюдениями и подвижными играми.

Консультация «Здоровье»: Специфика образовательной области. Ориентация на всестороннее развитие дошкольника.
    «Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений  о здоровом образе жизни».
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
      Под руководством медицинских работников  в нашем  дошкольном учреждении проводятся комплексы закаливающих процедур  с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
      Ежедневно проводится утренняя гимнастика  продолжительностью:
- вторая младшая группа  5-6минут
- средняя группа  6-8минут
- старшая и подготовительная группы 8-10минут.
       В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную  деятельность, обязательно проводятся физкультминутки  длительностью  1-3минуты.
       При самостоятельной организации  детьми подвижных спортивных игр  и выполнение спортивных упражнений на прогулке  предусмотрено поощрение – смайлики. На прогулке детям предлагается использование имеющегося физкультурного оборудования ( зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах  по спортивному участку;  в теплый период катание на двухколесном велосипеде, самокатах, роликовых коньках, катание на «Автодроме»).
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
   Во всех возрастных группах  идет формирование у детей привычки следить за чистотой  своего тела, опрятностью одежды, прически. Проводятся познавательные беседы  «Здоровые зубы», «Гигиена полости рта». Детям объясняется: « Почему необходимо чистить зубы два раза в день», «Почему необходимо следить за чистотой ногтей», «Кашляй и чихай – ротик  прикрывай».
      Обучение и закрепление умению быстро  и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдая  порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
       Немаловажное значение придаем совершенствованию культуры еды: умению правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
   В разделе «Познаю мир» расширяем представление детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентируем внимание детей на особенностях их собственного организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
     Расширяем представления детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и  вода – наши лучшие друзья)  и факторах, разрушающих здоровье.
     Формируем представление  о зависимости здоровья человека от правильного питания ( витамины, их польза); умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
      Расширяем представления детей о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
      Формируем представления о правилах ухода за больным  (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитываем у детей сочувствия к больному. Формируем  умение характеризовать свое самочувствие.
       Знакомим детей  с возможностями здорового человека.
      Расширяем представление о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы  не вредить себе и окружающей среде. Формируем потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом.
      Знакомим детей  с  доступными сведениями из истории олимпийского движения.
      Знакомим детей с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Консультация «Физическая культура»: Специфика образовательной области. Ориентация на всестороннее развитие дошкольника.
   «Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической  культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.
    В разнообразных формах двигательной деятельности совершенствуем физические качества  детей.
    Формируем умение осознано выполнять движения, следить за осанкой.
      Способствуем развитию быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости посредством физических упражнений и подвижных игр.
       Совершенствуем двигательные умения и навыки детей.
      Развиваем и закрепляем умения детей  с легкостью выполнять ходьбу и бег, энергично отталкиваясь от опоры; в старшем возрасте  бегать наперегонки с преодолением препятствий.
    Учим младших и закрепляем у старших дошкольников умения лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
    Учим младших и совершенствуем умение старших дошкольников выполнять прыжки в длину, в высоту с разбега; правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка; прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохраняя равновесие при приземлении.
    Учим младших и закрепляем умения старших дошкольников сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
  Учим детей ходить на лыжах скользящим шагом, кататься на двухколесном велосипеде; кататься на самокате, отталкиваясь одной ногой ( правой и левой); ориентироваться в пространстве.
     Знакомим детей со спортивными играми и упражнениями, с играми с  элементами соревнования, играми-эстафетами.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
      День за днем  развиваем самостоятельность, творчество; пытаемся формировать выразительность и грациозность движений.
      Воспитываем стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
       У детей формируем умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
       Формируем у детей привычку помогать взрослым ( инструктору по физ.воспитанию или воспитателю) готовить физкультурный инвентарь для физических упражнений, убирать его на место.
       Поддерживаем интерес детей к различным видам спорта, сообщаем им наиболее важные сведения о событиях спортивной жизни страны.
   Ежемесячно проводим физкультурные досуги длительностью 25-30 минут; три раза в год физкультурные праздники до 1часа:
- «Осенняя спартакиада», «День военно-воздушных шариков», «Папа, мама, я - спортивная семья!».

«Безопасность»: Специфика образовательной области. Ориентация на всестороннее развитие дошкольника.
    «Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей: формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок  экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение  следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».
Бережем свое здоровье.
          С воспитанниками дошкольного учреждения проводятся беседы и формируются элементарные представления о здоровом образе жизни, о полезных и вредных для здоровья человека привычках.
         В детском саду регулярно проводится закаливание детей и приобщение  их к занятиям спортом – функционирует «Школа мяча». «Школу мяча» посещают дети со среднего возраста. Занятия проводятся по подгруппам.
          Проводя беседы и различные мероприятия «День здоровья», «Чистота – залог здоровья» у детей развивается стремление заботиться о своем здоровье.
          Регулярно согласно возрасту дошкольникам предоставляется информация о строении тела человека. Детям в игровой форме  и наглядно - информационной рассказывается о работе и функции сердца, о значении органов дыхания и пищеварения, о необходимости прислушиваться к своему организму, учим детей соблюдать элементарные правила заботы о нем.
         Формируем элементарные представления о болезнях и лекарствах, о связи между болезнью и ее  причиной. Знакомим детей и расширяем представление о профессии врача.
 Безопасный отдых на природе.
      Формируем у детей основы экологической культуры и правила безопасного  поведения в природе.
      Формируем понятия о том, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек не должен нарушать эту очень тонкую взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
       Используя  ИКТ  знакомим дошкольников с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе или другом  природном явлении.
       Знакомим детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
       Проводим с детьми в игровой форме познавательные беседы и праздники об элементах дороги: проезжая часть, пешеходный переход, подземный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.
       Знакомим дошкольников названиями ближайших к садику улиц, объектов. Проводим доверительные беседы, в которых дети называют улицы, где они живут.
        Просматриваем видеофильмы, читаем книги, знакомим детей с правилами дорожного движения, а так же с правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
        Начиная со среднего возраста, знакомим детей с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». Знания правил дорожного движения мы с детьми закрепляем, играя в сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Город» (на автодроме).

Безопасность собственной жизнедеятельности.
       Закрепляем с детьми основы безопасности жизнедеятельности человека.              Знакомим их  с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах др.).
       Расширяем знания детей об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
       Расширяем и закрепляем знания дошкольников о правилах езды на велосипеде.
       Рассказываем детям о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.
       Знакомим детей с работой службы спасения – МЧС.
       Объясняем и закрепляем навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Формируем умения обращаться за помощью к взрослым.
       Информируем и закрепляем знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
        С детьми старшего и подготовительного возраста  учим и закрепляем  их домашний адрес.

Абдрахманова Т.В.
«Профессиональная компетентность педагога в области сохранения и укрепления здоровья, как средства оптимизации образовательного процесса».
     Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий  его мир; мир природы, искусства, человеческих отношений.
      Педагоги выступают для детей в качестве эталона для подражания, источником знаний – энциклопедиста, экспертом, помощником, защитником. Педагог связывает ребенка и общество, обеспечивает не только удовлетворение его естественных нужд, но и перестройку психической жизни. В совместной с взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать и ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами. Под влиянием педагога активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводит к получению общественно важного результата. Важнейшим условием развития дошкольника является включение его в целесообразно организованный образовательный процесс.
      Профессиональная компетентность педагога в области сохранения и укрепления здоровья воспитанников заключается в знании «Содержания образовательной области «Здоровье», которое направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
-  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-  воспитание культурно – гигиенических навыков;
-  формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
   Под руководством медицинских работников педагоги ежедневно должны проводить комплексы закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
   Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью:
- вторая младшая группа 5-6минут
- средняя группа 6-8минут
- старшая и подготовительная группы 8-10минут.
   В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, обязательно проводить физкультминутки длительностью 1-3минуты.
   Педагоги должны создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей. При самостоятельной организации детьми  подвижных игр и выполнение спортивных упражнений на прогулке не забывать о технике безопасности. На прогулке педагог предлагает детям использовать имеющееся физкультурное оборудование:
- летом: мячи, скакалки, самокаты, велосипеды, роликовые коньки, катание на «Автодроме»;
- зимой: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах по  спортивному участку.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
   Во всех возрастных группах под контролем педагогов формируются у детей привычки следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически (старший возраст). Педагоги должны проводить познавательные беседы: «Здоровые зубы», «Гигиена полости рта». Взрослые должны объяснять детям: «Почему необходимо чистить зубы  два раза в день», «Почему необходимо следить за чистотой ногтей», «Кашлий и чихай – ротик прикрывай».
   Под контролем педагогов должны проходить обучение детей  и закрепление навыков умения быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в своем шкафчике (раскладывать одежду в определенные места ), аккуратно заправлять постель (старшие дошкольники).
   Немаловажное значение педагоги должны продавать совершенствованию культуры еды: умению правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
   Педагоги должны проводить познавательные беседы, расширять представление детей об особенностях функционирования и целостности человеческого  организма. Акцентировать внимание детей  на особенностях их собственного организма и здоровья ( «Мне нельзя есть апельсин – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
   Расширять представление детей о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни  (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторы, разрушающих здоровье.
   Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания ( витамины, их польза); умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
   Расширять представления детей о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
    Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать у детей  сочувствия к больному. Формировать  умение характеризовать свое  самочувствие.
    Знакомить детей  с возможностями здорового человека.
    Расширять представление о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать  потребность в здоровом образе  жизни; интереса к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
   Немало важная роль в этом вопросе отводиться инструктору по физическому воспитанию:
- определять содержание утренней разминки и НОД  с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных  и психофизических  особенностей, интересов воспитанников;
-  вести работу  по привитию воспитанникам  навыков выполнения физических упражнений, обучать детей их технике, формировать нравственно - волевые качества;
-   проводить НОД  при наличии спортивной формы и спортивной обуви, соблюдая технику безопасности в  спортивном зале и на улице (кроссы, сдача нормативов, катание на самокатах, велосипедах  - в летний период; катание на лыжах на спортивном участке в зимний период; плавание – при посещении  бассейна «Ариант» - в учебном году);
- обеспечивать безопасность воспитанников при проведении НОД и спортивных мероприятий, оказывать им при необходимости первую доврачебную помощь;
- постоянно следить за соблюдением санитарно – гигиенических норм и состоянием помещения для проведения утренней разминки и НОД;
- совместно с инструктором по гигиеническому воспитанию контролировать состояние здоровья воспитанников и регулировать их физическую нагрузку;
- консультировать и координировать деятельность педагогов по вопросам теории и практики здоровья сбережения и физического воспитания дошкольников;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время  образовательного процесса;
- соблюдать права и свободы воспитанников;
- содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального творческого развития  и нравственного формирования личности воспитанников, вносить необходимые коррективы в систему их воспитания;
- создавать благоприятную микросреду и морально – психологический климат для каждого воспитанника;
- ежедневно проводить закаливающие мероприятия (корригирующую гимнастику) и приобщать детей к занятиям спортом – функционирует «Школа мяча». «Школу мяча» посещают дети со среднего возраста. Занятия проводятся по подгруппам;
- проводить беседы и мероприятия «День здоровья», «Чистота – залог здоровья», чтобы у детей  появилось стремление - заботится о своем здоровье.
   Привлекать воспитателей, детей и родителей к участию в спортивных праздниках, соревнованиях, днях здоровья и других мероприятиях оздоровительного характера:
-  осенняя спартакиада; «Праздник военно-воздушных шариков», посвященный Дню защитников Отечества; турнир по русским шашкам; весенняя Олимпиада; «Мама, папа, я – спортивная семья»; а так же участие во всех мероприятиях , предложенных районным Спорткомитетом.
   Знакомить детей с доступными сведениями из истории Олимпийского движения.
   Регулярно согласно возрасту дошкольникам предоставлять информация  о строении тела человека. Детям  в игровой форме и наглядно – информационной рассказывать о работе  и функции сердца, о значении органов дыхания и пищеварения, о необходимости прислушиваться к своему организму, учить детей соблюдать элементарные правила заботы о нем.
     Продолжать знакомить детей  с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. 

Консультация :

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС»

     «Здоровье детей – здоровье нации!» Этот лозунг нашел  свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из ведущих направлений деятельности дошкольного учреждения является проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий.

      Здоровьесберегающие технологии – это один из видов современных инновационных технологий. Которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

1.     Формирование у дошкольников основ валеологической  культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.

2.     Организация образовательного процесса в ДОУ без негативного влияния на здоровье дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

1.     Закладывание фундамента хорошего физического здоровья.

2.     Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.

3.     Проведение профилактической оздоровительной работы.

4.     Ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни.

5.     Мотивация детей на здоровый образ жизни.

6.     Формирование полезных привычек.

7.     Формирование валеологических навыков.

8.     Формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой.

9.     Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья дошкольников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды  современных здоровьесберегающих технологий:

1.     Медико –профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологические работы, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно – гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.).

2.     Физкультурно – оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок ит.д.).

3.     Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры).

4.     Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников.

5.     Здоровьесберегающее образование дошкольников (формирование валнологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

 

Консультация: « Формы и методы работы по здоровьесбережению».

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих  технологий, которые должны находиться в картотеках здоровьесберегающих технологий каждого воспитателя и специалиста ДОУ.

I.                   Физкультминутки.

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих  технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамическими паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

    Цель таких физкультурных минуток заключается в :

·        смене вида деятельности;

·        предупреждении утомляемости;

·        снятии мышечного. Нервного и мозгового напряжения;

·        активизации кровообращения;

·        активизации мышления;

·        повышении интереса дошкольников к ходу занятия;

·        создание положительного эмоционального фона.

Проведение физкультминуток имеет особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, парты или в центре группы и т.п.). Большинство физминуток сопровождаются стихотворным текстом или выполняются под музыку. Продолжительность физкультминуток 1-2 минуты.Время проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости детей. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

 

II.                Дыхательная гимнастика.

Самым популярным  видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ является дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья дошкольников.

  

 Использование дыхательной  гимнастики помогает:

·        улучшить работу внутренних органов;

·        активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

·        тренировать дыхательный аппарат;

·        осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

·        повысить защитные механизмы организма;

·        восстановить душевное равновесие, успокоиться;

·        развивать речевое дыхание.

Для проведения дыхательной гимнастики нужно соблюдать следующие правила:

1.     проводить дыхательную гимнастику в хорошо проветренном помещении и до приема пищи.

2.     Проводить ежедневно, продолжительность дыхательной гимнастики 3-6 минут.

3.     Одежда не должна стеснять движения дошкольника.

В ходе выполнения упражнений необходимо особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими). А выдыхать через рот (выдох долгий спокойный). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. При выполнении упражнений на развитие речевого дыхания  необходимо следить, чтобы не напрягались мышцы тела и не двигались плечи.

III.             Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика – это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для подготовки дошкольника к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.

      Пальчиковая  гимнастика способствует развитию:

·        осязательных ощущений;

·        координации движений пальцев и рук;

·        творческих способностей дошкольников.

  Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дошкольники проводят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

·        массаж;

·        действия с предметами или материалами;

·        пальчиковые игры.

Пальчиковую гимнастику делают ежедневно. В  ходе выполнения пальчиковой гимнастики нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах, подгруппах или индивидуально с каждым ребенком.

IV.            Гимнастика для глаз.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений. Направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

·        снятия напряжения;

·        предупреждения утомления;

·        тренировки глазных мышц;

·        укрепление глазного аппарата.

Гимнастика для глаз должна длиться 2-4 минуты.

Главные правила:

·        двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы);

·        все упражнения нужно делать стоя.

 Воспитатель показывает, а дети выполняют, повторяя за ним все движения. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами. Специальными таблицами или ИКТ.

V.               Психогимнастика.

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим  технологиям, которые используются в ДОУ для развития эмоциональной сферы дошкольника. Укрепления его психического здоровья.

 

Цель психогимнастики заключается в следующем:

·        проведение психофизической разрядки;

·        развитие познавательных психических процессов;

·        нормализация состояния у детей с неврозами или нервно – психическими расстройствами;

·        коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организуются 2 раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из 4 этапов, которые предполагают разыгрывание:

·        этюдов с использованием мимики и пантомимы;

·        этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

·        этюдов с психотерапевтической направленностью.

 Оканчивая занятия психомышечной  тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дошкольники могут выполнять любые действия, которые им хочется.

VI.            Ритмопластика.

Ритмопластика – это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении  дошкольниками под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характре.

    Цели ритмопластики:

·        восполнение «двигательного дефицита»;

·        развитие двигательной сферы дошкольников;

·        укрепление мышечного корсета;

·        совершенствование познавательных процессов;

·        формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организуется в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Занятия проводятся через 30 минут после приема пищи.

 

VII.           Игротерапия.

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение дошкольников к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

·        проявить эмоции, переживания, фантазию;

·        самовыразиться;

·        снять психоэмоциональное напряжение;

·        избавиться от страхов;

·        стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

VIII.      Ароматерапия.

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Её можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Дошкольники могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.Таким образом происходит следующее:

·        улучшение самочувствия и настроения дошкольников;

·        профилактика простудных заболеваний;

·        решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические  подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

   Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

·        фитотерапию;

·        цветотерапию;

·        музыкотерапию;

·        витаминотерапию;

·        физиотерапию;

·        гелиотерапию;

·        песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, что служит обязательным условием повышения результативности учебно – воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать  хорошим учеником и успешной личностью.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий